За последние несколько лет Казахстан вышел на новый уровень по многим показателям. Это помогло стабилизировать не только Казахстанскую экономику, но и множество других немаловажных отраслей республики. Среди больших плюсов развития Казахстана уменьшение стоимости услуг предоставления доступа к сети Интернет. Пока доступ к сети Интернет является в Казахстане одним из самых дорогих среди других стран СНГ и Запада. Еще в начале 2006 года премьер республики выступил с критикой высоких тарифов на услуги по подключению к интернет. И вот только теперь наконец-то появились заметные снижения тарифов на доступ к сети Интернет. Если смотреть в общем, то в Казахстане есть все для успешного функционирования интернет-бизнеса: современное телекоммуникационное оборудование и каналы; среднее благосостояние казахстанцев постепенно увеличивается; Запад, признав Казахстан, вкладывает в различные отрасли немалые деньги; частный бизнес развивается достаточно стабильно; выгодное вступление в состав всемирной торговой организации (ВТО); а по развитию ВВП за прошлые годы Казахстан вообще вышел в мировые лидеры.
По данным неказахстанских компаний телекоммуникационный рынок Казахстана развивается более динамично, чем мы, казахстанцы, это видим. Но согласитесь как раз нам и виднее, реалии развития этого рынка. Если исследовать Казнет, то картина получается достаточно печальной. Из всего "спектра" систем ведения бизнеса в сети Интернет составляет: Интернет-биржи (B2B) 1-2 шт., Интернет-аукционы (С2С) - 2-3 шт., Интернет-магазины (B2C) - 20-25 шт. Среди интернет-магазинов Казахстана, 70% принадлежат компаниям, территориально расположенных в южной столице в г. Алматы, 20% - расположены в г. Астане и лишь 10% в других городах.
Некоторые интернет-магазины Казахстана создавались совсем "с нуля", то есть без какой-либо компании в Off-line. Но большая часть интернет-магазинов все-таки существует благодаря стабильно развивающейся базовой компании и как бы дополняет обычный бизнес, привлекая покупателей удобством оформления заказов и более низкими ценами.
Способов оплаты в интернет магазинах Казахстана совсем немного. Превалирует наличный и безналичный расчет. Также несколько магазинов принимают к оплате платежные карты Visa, и денежные единицы российской платежной системы Webmoney (www.webmoney.ru).
После небольшого анализа казахстанского интернета, было обнаружено свыше двух десятков интернет-магазинов. Приведем их в порядке нахождения в поисковой системе Yandex.ru (на момент написания статьи): Rm.Axon.kz – Расходные материалы для офисной техники (http://rm.axon.kz) InStore.kz - Бытовая техника BigShop.kz – Цифровая техника HiT.kz – Фильмы, игры, музыка, видеокассеты PC-Shop.kz – Компьютеры и комплектующие InterShop.kz – ПИН-коды к скрэтч-картам DVDVideo.kz – Фильмы, музыка на DVD LineR.kz – Компьютерная техника Mag.kz – Различная техника TornadoPlus.kz – Мебель Doping.kz – Витамины, минералы, добавки Tex.kz – DVD-плееры, сигнализации, акустика 123.kz – Книги, фильмы, музыка Kupida.kz – Логотипы и мелодии для сотовых телефонов Allsoft.kz – Программное обеспечение AlsiShop.kz – Компьютерная и офисная техника Krasivo.kz - Косметика и парфюмерия Notik.kz – Ноутбуки Remont.kz – Оборудование для ремонта сотовых телефонов Maikakz.com – Эксклюзивные футболки, майки ArtShop.kz – Произведения искусства GPS.kz – Навигационные приемники GPS Kaz-Kniga.kz - Книги
Мы попросили руководителя Web-отдела компании «Аксон», которой принадлежит интернет-магазин www.Rm.Axon.kz, занимающий первые места в поисковых системах, рассказать о развитии интернет-магазина и его проблемах. Он с удовольствием согласился.
При открытии интернет-магазина расходных материалов «Аксон» (http://rm.axon.kz), нашей компанией преследовались следующие цели: - предоставление клиентам лучших условий приобретения расходных материалов по сравнению с обычными магазинами; - привлечение новых покупателей, предложение товаров более широкой аудитории; - облегчение процесса оформления заказов нашим существующим клиентам, особенно в регионах Казахстана; - повышение количества продаж; - автоматизация некоторых внутренних процессов компании.
Интернет-магазин www.rm.axon.kz изначально разрабатывался главным образом для компаний-партнеров, расположенных в различных городах Казахстана, для облегчения заказа расходных материалов. Но спустя некоторое время, после небольшого анализа было принято решение о приеме заказов розничных покупателей, и интернет-магазин был доработан для достижения необходимой функциональности. В настоящее время в интернет-магазине может совершать покупки любой клиент или компания, будь то один картридж или оптовая партия тонера. Каждый клиент нам дорог, каждого проконсультируем, каждому доставим с минимальными затратами в любой город Казахстана.
Конечно в работе интернет-магазина, как собственно и в любом бизнесе, есть свои проблемы. Например, в Казахстане недостаточно развиты услуги транспортных компаний, их не такой большой выбор и они не так оперативно работают, как хотелось бы многим владельцам интернет-магазинов. Все это естественно сказывается на качестве обслуживания клиентов, особенно территориально удаленных. Многим крупным компаниям приходится открывать отделы логистики и анализа, чтобы улучшить качество и увеличить оперативность доставки товара потребителю, либо открывать свои службы доставки товара. Также к проблеме интернет-магазина www.rm.axon.kz, как, наверное, и многих других, следует отнести такой немаловажный фактор, как недоверие большинства интернет-пользователей к интернет-магазинам, боязнь обмана. Как видно проблемы в основном «внешние». Имеются проблемы использования электронных форм оплаты. Например, оплата кредитными картами. Процент, взимаемый банками с платежей и стоимость внедрения самой системы ещё достаточно высоки, кроме этого популярность оплаты кредитными картами среди населения довольно низка. Но все эти проблемы временные и казахстанский интернет-пользователь, как собственно и сам интернет, в ближайшем времени достигнет, наконец, достаточного уровня для хорошей окупаемости интернет-магазинов. И в выигрыше будут те on-line магазины, которые займут свою нишу первыми, конечно при условии действительно качественного обслуживания и поддержке клиентов. Казнету, остро не хватает своей мощной поисковой системы, а также различных каталогов, через которые потенциальный покупатель смог бы найти нужный ему товар.
Количество потенциальных покупателей постоянно увеличивается, рынок Интернет услуг растет, а тарифы на доступ к сети Интернет снижаются, появилась конкуренция за первые места в выдаче поисковых систем. Все это говорит о том, что Казнет все-таки развивается, в связи с чем должно расти и количество покупок совершаемых в интернет-магазинах и надеемся скоро ситуация изменится в лучшую сторону.
Пользователям сети Интернет хочется посоветовать совершать больше покупок в казахстанских интернет-магазинах, ведь это удобно и экономно. А владельцам казахстанских интернет-магазинов хочется пожелать развития бизнеса и увеличения конверсии посетителей в покупатели.
Кожемяк Евгений, руководитель Web-отдела ТОО «НПО Аксон» (Интернет-магазин расходных материалов "Аксон" http://rm.axon.kz)
Многие владельцы, наверное, будут солидарны в вышеназванных проблемах и прогнозах развития интернет-магазинов Казахстана. Обороты рынка электронного бизнеса Казахстана не идет пока ни в какое сравнение с оборотами shop-ов Запада и даже России. Еще не один казахстанский интернет-магазин не достиг такого уровня доходов, как всем известный Ozon.ru, не говоря уже о Amazon.com. А ведь это магазины, которые начинали с книг, товара с низкой наценкой. К сожалению сейчас уже не то время и в наше время успех ждет скорее те казахстанские online-магазины, которые развиваются, основываясь на уже существующих розничных или оптовых магазинах. И хочется верить, что в совсем недалеком будущем, в ближайшие год-два, Казнет начнет развиваться намного активнее и возможно даже обгонит другие сегменты сети Интернет.
Анжелика Антонова, корреспондент журнала "Бизнес Ориентир"
|